Профилактика девиантного поведения учащихся с интеллектуальными нарушениями
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов психолого-педагогическое воздействие.
Причем предупредительные возможности такого сопровождения намного эффективнее других средств сдерживания. Современные методы психолого-педагогического сопровождения должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации ребенка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и ее организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.
В условиях образовательного учреждения необходима организация работы по профилактике и коррекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, педагог, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.
В психолого-педагогической работе, в свою очередь необходимо выделить следующие направления работы:
1. Диагностика причин и предпосылок к социально-дезадаптивному поведению учащихся. Целью диагностического обследования является выявление факторов, приводящих к возникновению социально-дезадаптированного поведения (помимо основного дефекта – умственной отсталости) ребенка. Интерпретация полученных данных результатов производится
на основе первичного запроса учителя и жалоб родителей,
психолого-педагогической характеристики ребенка,
наблюдений ребенка во время беседы,
а также результатов психологического тестирования. При этом производится оценка эмоционального состояния, адекватности мотивации поведения, степени стрессового состояния, проверяется уровень тревожности, агрессивности.
2. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие социальной компетентности ребенка, коррекцию эмоционального состояния. В контексте этих задач отрабатываются самые различные социальные навыки, позволяющие подростку с интеллектуальной недостаточностью постигать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и с другими.
Это:
- навыки позитивного взаимодействия,
-решения конфликтных ситуаций,
-отработка способов успешной коммуникации,
-формирование социальной адекватности, социальной чувствительности,
-корректировка самооценки, самоанализа.
Интеллектуальная недостаточность вносит свои коррективы в процесс этого развития, не только замедляя, но и своеобразно изменяя, что подтверждено многочисленными исследованиями. Работая с воспитанниками с интеллектуальной недостаточностью, нужно стараться формировать и развивать у них социальную компетентность как качество личности, способное противостоять агрессивности социума.
Социальная компетентность - это важнейшая основа адекватности и успешности человека в обществе. Основными критериями оценки уровня социальной компетентности как в общении внутри своей группы, так и в обществе в целом, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.
Оптимальный уровень социальной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми. Социальная компетентность предполагает успешное взаимодействие личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других групп.
Важно формировать у учащихся:
- навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений,
-анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера,
- развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.
Дети с интеллектуальной недостаточностью:
-не могут абстрагироваться от содержания ролевого поведения,
-не могут осуществить экстраполяцию чужого социального опыта в свои эмоциональные отношения с окружающими.
Поэтому активное социально-психологическое обучение (с большой долей включенности ребенка в этот процесс) позволяет добиться больших успехов в познании социальной реальности и оптимизации взаимоотношений с окружающими, чем воспитательные воздействия в виде поучений, бесед с использованием наглядных ситуаций.
3. Работа с родителями. Работа с родителями представляет собой весьма важную часть в работе по преодолению социальной дезадаптированности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
При проведении работы с родителями имеют место определенные трудности: не все родители проявляют заинтересованность в сотрудничестве, проявляют недовольство, не хотят приходить в ОУ, объясняя это перегруженностью на работе, проявляют негативизм к рекомендациям и т.д. Выделяют три типа родителей: авторитарный, невротический и психосоматический.
4. Работа с педагогическим коллективом и создание оптимальной среды.
Создание оптимальной образовательной среды для учащихся образовательных учреждений является одной из важнейших, но при этом трудно решаемой задачей школы. Важной ступенью в создании оптимальной среды является работа с педагогическим коллективом, которая включает в себя индивидуальную работу (консультации, собеседования) и групповую работу: педсоветы, семинары, консилиумы, совещания.
Сопровождение детей с нарушением поведения
Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности ОУ направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка.
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная - формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.
Принципы психопрофилактической работы:
- комплексность;
- адресность;
- позитивность информации;
- минимизация негативных последствий;
- личная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность личности;
- устремлённость в будущее.
Система мер по профилактике зависимого поведения:
1. Информирование: предоставление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях девиантного поведения (правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков)
2. Массовые профилактические мероприятия (месячники, акции, декады правовых знаний, программы формирования жизненных, социально-бытовых навыков и профориентации: «Шаги к профессии», «Я в окружающем мире», «Я выбираю профессию»)
3. Организация «альтернативной деятельности» (организация досуга: утренники, концерты, экскурсии, фестивали, спортивные секции, творческие и трудовые мастерские, походы)
4. Укрепление здоровья (внедрение в работу ОУ здоровьесберегающих технологий)
Итак, отклоняющееся поведение (девиантное), в частности, зависимое поведение у учащихся с интеллектуальными нарушениями встречается чаще, чем у учащихся общеобразовательных школ. Между тем, наличие нарушений поведения значительно осложняет успешную социализацию учащихся, препятствует социальной адаптации выпускников. Поэтому деятельность педагогического коллектива по профилактике девиантного поведения у детей и подростков является приоритетной в общей структуре учебно-воспитательного процесса.