Сколько нужно ребенку игрушек

Сколько игрушек нужно ребёнку?

 «Сколько игрушек нужно ребёнку?» – таким вопросом задаются многие взрослые, заботящиеся о гармоничном развитии своего ребёнка. Действительно ли, чем больше игрушек, тем более полноценно развивается ребёнок? Не вредно ли большое разнообразие игр психическому здоровью ребёнка?

Рассмотрим вопрос подробнее. Что заставляет родителя покупать много игрушек своему ребёнку?

Во-первых, возможно, сам родитель пытается большим количеством игрушек восполнить эмоциональный дефицит своего детства («У меня таких игрушек не было, у моего ребёнка будет всё!»). В таком случае, родитель теряет контакт со своим «реальным» ребёнком, не может в полной мере оценить его потребности, нужды, отделить их от очередных капризов. Родитель в этот момент общается со своим «внутренним ребёнком», пытается насытить его безграничные аппетиты «хочу». Вместе с тем, без осознавания истинного мотива покупки, остановиться или успокоить «внутреннего ребёнка» невозможно. Это чревато для «реального» ребёнка развитием особенностей характера, которые могут проявиться в виде проблем эмоциональной регуляции, поведения (импульсивности, непоследовательности, неустойчивости, капризности, агрессивности или аутоагрессивности – зависит от нюансов воспитания ребёнка в семье).

Во-вторых, родитель стремится купить много игрушек ребёнку, чтобы потешить себя («У моего ребёнка только лучшие игрушки!», «Всё лучшее детям!»), «могу» больше, чем «хочу», а «надо или не надо» - вопрос не рассматривается вовсе, ведь «Всё!» решает всё. Родитель, как жертва своих неосознаваемых мотивов очередной покупки, пытается самоутвердиться, словно сказать: «Я могу», «Я успешен», «Я счастлив», «Я – лучший родитель» (в каждом отдельном случае будет звучать свой смысл). Также, как и в первом случае, контакт с «реальным» ребёнком потерян, скорее последний вместе с «лучшими игрушками» выступают как нарциссическое расширение родителя. Ситуация осложняется свидетелями (родственниками, друзьями, коллегами, соседями), которые и выставляют оценку в соответствии с запросом родителя. У ребёнка, перенимающего такие жизненные взгляды родителя, может сформироваться неустойчивая самооценка, требующая подтверждения других, которые и решают – успешен или нет, достаточно ли успешен и т.д. 

В-третьих, родитель покупает очередную модную «развивашку» своему ребёнку («Я видел(а) такую игрушку в блоге мамы «Как воспитать успешного ребёнка»). Родитель словно в довесок к игрушке покупает индивидуальность, полноценность, гармоничность и гарантию успешности ребёнка, маскируя свою тревожность и неуверенность под заботу. У ребёнка при подобном перегибе в системе воспитания может сложиться позиция, когда без родителя он не знает, чем себя занять, скучает и жалуется. Также велик риск не оправдать родительские ожидания, неизбежно разочарование родителей в ребёнке, и в самом себе.

Конечно, это утрированные ситуации, которые имеют вариативный исход. 

Но родителю стоит задать себе несколько вопросов:

1) Чем может быть полезна или интересна ребёнку эта игрушка?

2) Есть ли уже у ребёнка игрушка, которая выполняет эти функции?

3) Зачем я хочу купить эту игрушку?

Совокупность ответов на эти вопросы поможет понять неосознаваемые мотивы приобретения очередной игрушки для ребёнка, определиться с покупкой.

Эта статья не про то, что непоследовательные родители покупают своим детям бессмысленные покупки, а про важность контакта с «реальным» ребёнком с его интересами и потребностями, осознавание своих мотивов выбора и покупки игрушек, внимание к нуждам ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, а в перспективе улучшение взаимодействия родителя и ребёнка.

Вернёмся же к главному вопросу статьи.

Психологи советуют ориентироваться на формулу «пять плюс-минус два», что означает, что в активном пользовании дошкольника могут быть от 3-х до 7-ми игрушек, именно столько предметов малыш способен удерживать во внимании. Это не те (некогда купленные) игры, которые лежат бессмысленно на дне корзины. Наличие большого количества игрушек для детей приводит к рассеиванию внимания, развитию «полевого поведения».

В возрасте до трёх лет для ребёнка важно научиться различным манипуляциям с предметами и игрушками: нажимать, тянуть, дёргать, стучать, вращать, толкать, катить, крутить и т.д. Стоит выбрать игрушки, которые научат этому ребёнка (мяч, стучалка, кубики, юла, пирамидка, музыкальные игрушки, вкладыши, кукла, коляска, посудка, любимая мягкая игрушка и др.). Важно обратить внимание, чтобы игрушки были разные и по текстуре, стимулировали сенсорное развитие ребёнка, двигательную активность.

В 3-4 года ребёнку необходимо усвоить сценарии ролевых игр, примерить профессии, ситуации, взрослые «правила игры». Можно предложить фигурки животных, пазлы, предметы игрушечной мебели и техники, продукты, набор маленького доктора/ продавца/ парикмахера, машинки, конструктор, кукольный театр и др.   

Ребёнок 5-6 лет постепенно переходит от копирования деятельности к копированию отношений, его внимание сосредоточено на эмоциях, сюжетах, возникающих между людьми. Игрушки этого возраста: кукольный домик, гардероб куклы, герои мультфильмов, автотреки и железная дорога, настольные игры и электронные игрушки, наборы для творчества.

У детей младшего школьного возраста на первый план выходит не утоление жажды игры, а познания, поэтому актуальные игры этого возраста – наборы для опытов, конструктор «лего», головоломки, настольные игры и коллекционирование.

  Взрослому важно использовать эти знания при формировании игротеки ребёнка. Есть несколько хитростей, которые помогут взрослому предупредить возникновение большого количества игрушек у ребёнка:

  1. Помогите ребёнку познакомиться с игрушкой, поиграйте, покажите ребёнку варианты игр. Дайте ребёнку насытиться и устать от игрушки.
  2. Выдавайте игрушки порциями. Держите часть игрушек в недоступном месте, время от времени меняйте местами то, чем ребёнок играет, на «забытое старое». Обсуждайте с ребёнком состав меняемых игрушек.
  3. Учите мастерить игрушки. Сделанные своими руками игрушки ценятся гораздо больше.
  4. Заведите «лист желаний», куда ребёнок может вписывать свои «хотелки». У этой идеи есть и другие плюсы (ребёнок учится ждать, взрослый знает о том, какой подарок нужен ребёнку, на главные праздники родственники семьи могут воспользоваться «листом желаний» ребёнка во избежание трат на бессмысленные игрушки).
  5. Не стоит делать акцент на интеллектуальном развитии ребёнка, приобретая ему лишь дидактические игры. Разнообразие игрушек даёт возможность ребёнку в полном объёме получить информацию об этом мире. И без участия и разумной поддержки взрослого в этом не обойтись.