Говорим четко

Говорим четко

 
 

       Чтобы правильно произносить звуки, необходима слаженная работа языка и губ, губ и нижней челюсти, нижней челюсти и языка. Как проводить тренировку этих пар?

        Артикуляция — взаимодействие артикуляционных органов в процессе произношения зву­ков. Несогласованность в работе той или иной пары приводит к искажению звуков. Чтобы этого не до­пустить, будем регулярно тренироваться дома. Для за­нятий нам пона­добится зеркало. Очень важно создать у малыша игровой настрой. Речевые тренировки проводят 1-3 раза в день. Первое занятие посвятим только одному упражнению. Затем каждые три дня бу­дем брать по новому упраж­нению, не забывая повто­рять все то, что уже освое­но в предыдущие дни. Дли­тельность занятия от 5 до 20 минут. Все зависит от возраста и степени подго­товки ребенка.

        Позируем. Начнем со статических уп­ражнений. В них артикуля­ционная поза удерживается на счет от 3 до 30. Время увеличивается постепенно, от занятия к занятию.

«Заборчик». Губы ребенка растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты.

«Хоботок». Малыш должен плотно сжать зубы, а губы вытя­нуть, как хоботок у слоненка.

«Блинчик». Рот полуоткрыт; положить широкий, распла­станный язык на нижнюю губу.

«Капкан». Ребенку нужно прикусить коренными зубами боковые края широкого языка, а кон­чик языка опустить за ниж­ние резцы.

«Сердитый котенок». Кончиком языка малыш упи­рается в нижние резцы, при этом широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты.

«Жало». Детский ротик приоткрыт, острый язык высунут как можно дальше.

«Чашечка». Широко открыть рот, а язык в форме чашеч­ки поднять к верхней губе.

«Трубочка». Язычок ребенка свернут и напоминает полую трубу, губы округлены.

«Грибок». Малыш делает язык широ­ким и крепко присасывает его к нёбу всей поверхностью (именно присасывает, а не поднимает!).

       Динамично и ясно. А теперь, объединив два статических упражнения в «связку», мы получим дина­мичную композицию.

«Заборчик-Хоботок». Зубы малыша плотно сжа­ты. На счет раз-два губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Про­следите, чтобы детские зу­бы все это время не размы­кались, а мимика была есте­ственной.

«Блинчик-Трубочка». Одна из самых сложных «связок». Если малышу пока не удается ее выполнить, начните разучивать более легкие «каскады»: «Блин­чик-Жало», «Блинчик-Чашечка», «Блинчик-Грибок». Все «каскады» следует вы­полнять на счет раз-два. Сначала держите медлен­ный темп, что позволит чет­ко фиксировать каждую по­зу.

       Выше темп. Существуют также упраж­нения, которые заставляют энергично поработать дет­ский язычок. Он трудится в паре с нижней челюстью или губами.

«Качели». Малыш высовывает изо рта узкий язык, который тянет­ся то к носу, то к подбород­ку. Нижняя челюсть опуще­на, ее положение неизмен­но, рот широко открыт.

«Маляр». Ребенку нужно широко от­крыть рот. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, «красит» нёбо вдоль и попе­рек. Нижняя челюсть оста­ется неподвижной.

«Индюк». Кроха действует широким языком. Язык «выбрасыва­ется» изо рта и бьет по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассер­женного индюка: «бл-бл-бл-бл...». Нижняя челюсть опу­щена и зафиксирована (она не должна двигаться в такт с работой языка!).