Вербализм

Вербализм

 
 

Вот какой говорун

Родителей радует, когда дети говорят, как умудренные опытом взрослые.

Но поводов радоваться нет, если у малыша вербализм.

Речь, и только

Такая проблема вполне жиз­ненна. И имя ей — «вербализм» (в переводе с латин­ского — «словесность»).

В этом случае речевое разви­тие преобладает над всем остальным. Такие дети хорошо запоминают разные «умные вещи», которые го­ворят взрослые, и не упуска­ют возможности блеснуть этим. Взрослые бывают по­ражены бойкими ответами и огромной «эрудицией» ре­бенка. А он нацелен именно на демонстрирование своих способностей взрослым ра­ди того, чтобы увидеть их восхищение.

Ребенок может бойко пере­числить все месяцы, но те­ряется, когда нужно ска­зать, в какое время года со­зревают яблоки. Может произнести какой-то слож­ный термин, но вряд ли объяснит, что он означает. Как же формируется такой перекос? Родители, видя ак­тивное развитие речи бук­вально с самого раннего возраста, начинают вер­бальную сферу развивать. Но делают это однобоко, очень мало времени уделя­ют сюжетной игре, констру­ированию, рисованию, леп­ке. Речь продолжает уси­ленно развиваться, а мыш­ление и эмоциональное раз­витие остаются позади.

Когда у родителей есть повод начать беспокоиться?

♦ Складывается ощуще­ние, что ребенок слишком много болтает.

♦ Малыша не привлекают полезные детские занятия (лепка, аппликация, рисо­вание, конструирование).

♦ Кроха гораздо больше любит работать языком, чем делать что-то реальное и осязаемое руками.

♦ Малыш с трудом может понять взаимосвязь двух событий.

♦ Ребенок 5-6 лет не мо­жет разложить 4-5 карти­нок в нужной последова­тельности, не может соста­вить по ним связное пове­ствование, но увлеченно рассказывает по каждой картинке в отдельности.

♦ Часто произносит «ум­ные» слова или фразы, но не может объяснить их значение.

♦ Общение с другими деть­ми не складывается, пото­му что остальным детиш­кам интереснее играть, а не только болтать, и они не хотят быть в компании с маленьким говоруном.

Что же делать?

  1. Прежде всего — не уны­вать. Психика ребенка очень адаптивна. Он начнет делать успехи, если вы уде­лите внимание не только речи, но и другим вещам.
  2. Дома играйте вместе.
  3. Обязательно купите кни­ги и логические игры, под­ходящие по возрасту для ва­шего малыша.
  4. И самое важное: хвали­те ребенка не за то, что он что-то красиво сказал. Поощряйте его продуктив­ную деятельность: выстро­енную башню, собранный паззл, вылепленных зверюшек, нарисованный цветок: «Ты потом расскажешь, как хорошо цветочку расти под солнышком. Сначала нужно его нарисовать».
  5. Развить творческое и логическое мышление, мелкую и крупную моторику, навыки общения.

Источник: журнал «Мой ребенок» №3, 2014 г.