Общая характеристика нарушений поведения у учащихся

 

Общая характеристика нарушений поведения у учащихся  с интеллектуальной недостаточностью. 

 

Нарушения поведения - это отклонение от принятых в данном обществе  социальных и нравственных норм. Повторяющиеся устойчивые действия или  поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной асоциальной направленности, направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Они проявляются либо  в нарушении прав других людей, либо в нарушениях, характерных для данного возраста социальных норм и правил. В настоящее время наряду с эти термином  используется термин «отклоняющееся» или девиантное поведение.  

По своей структуре нарушения поведения могут быть характерологические (непатологические) и патохарактерологические. 

 Патологические нарушения поведения всегда являются генерелизованными, т.е. возникают во всех микросферах  жизни ребёнка. Не могут патологические нарушения поведения, требующие лечения у врача-психиатра, иметь место в образовательном учреждении и полностью отсутствовать у ребёнка дома и на улице. В таких случаях прежде всего необходимо исключить проблемы в социуме образовательного учреждения, подключив к работе квалифицированных психологов и педагогов попытаться найти проблемы в «микросреде», а только за тем, если это ещё потребуется, подключать к работе специалиста медицинского круга.  

Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у детей с умеренной степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера. 

 Нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью  могут быть следующих видов: 

компенсаторные (связанные со сложностями социальной адаптации детей с данной патологией в здоровом коллективе); 

структурные (возникшие вследствие органического поражения ЦНС); 

функциональные (обусловленные физиологическими перестройками ЦНС в «переходном возрасте»); 

клинико-патологические (являющиеся следствием сопутствующих умственной отсталости психических заболеваний). 

Компенсаторные нарушения поведения.  

Говоря о данном виде нарушения поведения нужно помнить, что ребёнок с умственной отсталостью - это особый ребёнок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребёнка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. В первую очередь, данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своём поведении, которая выступает как защитная реакция на возникшие трудности или гиперкомпенсация интеллектуального отставания в развитии  при сохранном соматическом здоровье. 

Структурные нарушения поведения   

нарушения поведения, являющиеся следствием раннего органического поражения ЦНС. Данная форма поведенческих нарушений не является диагностическим критерием интеллектуальной недостаточности у ребёнка. С равной долей вероятности нарушения поведения данной группы могут возникать как у детей с интеллектуальной недостаточностью, так и у детей с сохранным интеллектом. Структурные нарушения поведения, представлены двумя основными формами: 

1.Аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения. 

2.Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения 

Аффективно неустойчивые структурные нарушения поведения. 

Это наиболее распространённый вид структурных нарушений поведен. Наиболее часто они проявляются психопатоподобным поведением, т.е. внешне напоминают психопатию (аффективно-неустойчивое расстройство личности, но не являющиеся как таковыми в действительности. Наиболее часто для данных нарушений поведения характеры повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу и без него, т.е. выход чувств из-под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося. В плане общения-это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность, не обусловленные объективными причинами. 

Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения. 

В данном варианте органические нарушения мозга проявляются преимущественно повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью нервных процессов, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно в медицинской терминологии обозначается, как церебрастенический синдром. Часто для детей с такими нарушениями поведения характерны явления выраженной недостаточности показателей внимания и явления компенсаторной гиперактивности. 

Нередко оба варианта структурных нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью сочетаются между собой, особенно при наличии сангвинистического темперамента. 

Важно, что при холерическом темпераменте преобладает возбудимость, а при флегматическом- тормозимость. Эти факты важно учитывать при проведении психолого-педагогической коррекции нарушений поведения у таких детей в образовательных учреждениях. 

Функциональные нарушения поведения.  

Такие нарушения поведения, как предыдущая группа могут возникнуть у детей с сохранным интеллектом. В настоящее время, в связи с расширением спектра используемых для обследования головного мозга методик, выясненочто в подростковом возрасте в головном мозге происходят определённые структурные перестройки, характеризующиеся физиологическим снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы» - отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознавания чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». У детей с интеллектуальной недостаточностью и органическим поражением ЦНС в этом возрасте, на фоне происходящих структурных перестроек в головном мозге возможна манифестация (начало) более грубых психических нарушений, часто носящих уже процессуальный характер (шизофрения и т.п.). 

 

Клинико-патологические нарушения поведения. 

Нарушения поведения у данной группы детей и подростков с ИН возникают не вследствие заболевания, а в рамках клинических появлений сопутствующих  психических нарушений (детский аутизм, шизофрения, расстройства личности различного генеза, биополярное аффективное расстройство, и  т.д.). 

 

В настоящее время выделяют следующие наиболее часто встречающиеся варианты нарушений поведения у детей с  интеллектуальной недостаточностью: 

-побеги из дома, школы (дромомании); 

-агрессивность, отказ от учёбы, 

-нарушения дисциплины и поведения в общественных местах в образовательном учреждении, 

-воровство, 

-злоупотребление алкоголем, 

-наркомания, 

-суицидальное поведение, 

-нарушение влечений, 

-нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния в том числе и групповые. 

Нарушения поведения можно видеть у детей и подростков с нормальным интеллектом и с интеллектуальной недостаточностью внешне сходны и однообразны. Генез же этих проявлений у пациентов с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности, которые определяются не только внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками, но и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы, инертность психических процессов, более высокая внушаемость, аффективная неустойчивость, влечения, инстинкты, и т.д.                                                                                                                                                       характером поражения коры головного мозга и нейродинамики особенно эмоционально-волевой сферы таких детей. 

Принципы коррекции нарушений поведения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью  могут осуществляться психолого-педагогическими и медицинскими методами.  

Методы психолого-педагогической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны. Вот только некоторые из них: 

1Стимуляция гуманных чувств у ребёнка (можно использовать видеофильмы, мультфильмы, реальный пример, когда таковой наблюдается. Очень хорошо воспользоваться информацией о войне, в наиболее простых примерах). 

2. Ориентация ребёнка на состояние сверстника или взрослого. Реальный пример. Можно использовать сказки, рассказы, мультфильмы. 

3.Осознание ребёнком особенностей нарушения поведения, реальный пример с чётким результатом, по своему образцу, или образцу окружающих. 

4. Переключение ребёнка на иное состояние. Для детей с УО характерна смена поведения при резком переключении деятельности (любимая физминуткапесенка, задание, поручение, введение сюрпризного момента, смена роли (ребёнок-учитель, учитель-ученик). Все моменты индивидуальны для каждого ребёнка. 

5.Стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого. Смена тона, интонации, введение в игру, участие в постановке, все пожелания ребёнка учитываются (попробуй роль кота или волка), совместное проведение активных физкультминуток, инсценировок, пальчиковых упражнений, любимых игр. 

6. Моделирование (повокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребёнка. Этот метод я не использовала не разу (рассердить ребёнка, а потом успокоить). 

7. Отреагирование ребёнком нежелательного состояния. Ребёнок сам определяет тот момент, когда он возбуждается, расстраивается, сам просит изолировать его, создать  комфортные условия для отдыха. Для нормализации поведения может быть достаточно 5-10 минут (конечно, все индивидуально). 

8. Предупреждение нежелательного поведения. Этот момент всем знаком. Если учитель хорошо знаком с ребёнком, знает его особенности, то он может в некотором роде, предупредить срыв. Занять ребёнка любимым делом, важным поручением. 

9. Положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребёнка. Частое поощрение уже за пошедший положительный момент. Выставление в пример перед одноклассниками. 

10. Стимуляция переживания положительных переживаний ребёнком. Совместные воспоминания, просмотр фото, продуктов деятельности, наиболее удачных или призовых. Поощрение в воспоминаниях. 

 

11. Отрицательное подкрепление нежелательного поведения. В нашем случае это беседы, чтение литературы с наглядностью, обыгрывание сказок. 

12. Стимуляция чувства юмора у ребёнка. Сам педагог должен быть эмоционален, весел, активен. 

13. Стимуляция телесного контакта с ребёнком. Для одного ребёнка достаточно просто погладить по голове, другого нужно обнять, третьему необходимо постоять рядом. Всё индивидуально. 

14. Стимуляция мотивации соревновательности. Тут тоже нужно учитывать каждого ребёнка, и соревновательные моменты устраивать с тем учеником, которому практически безразличен проигрыш 

15. Стимуляция чувства прекрасного у ребёнка. Посещение музеев, экскурсии, просмотр видео, фото. 

Все вышеперечисленные аспекты необходимо сопровождать медицинской коррекцией. Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребёнка. Наиболее корректной является индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сферы интересов детей с данной патологией. Выбор схемы медикаментозной коррекции поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью носит сугубо индивидуальный характер и допускает  сочетание употребление различных препаратов из приведённых выше групп. 

 

Для коррекции нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью наибольшим эффектом обладает сочетание психолого-педагогической, терапевтической и медикаментозной терапии в комбинации с педагогической работой дефектологов и психологов коррекционных образовательных учреждений, и конечно же родителей. 

 Профессиональная деятельность психиатров и психологов по коррекции поведенческих нарушений у пациентов раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью в первую очередь направлена на повышение качества жизни данной группы подростков.  

От эффективной совместной работы врачей и педагогов зависит