Как помочь ребёнку с аутизмом справляться с эмоциями?

Как помочь ребёнку с аутизмом справляться с эмоциями?

   Эмоции в жизни человека играют важную роль. Они помогают человеку в общении, подсказывают о том, что приносит ему удовольствие, раздражает, пугает или успокаивает. Но дети с аутистическими нарушениями (далее – АН, аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС)) испытывают серьёзные трудности в распознавании своего эмоционального состояния, что может впоследствии привести к срыву или проблемному поведению. Результаты исследования указывают на то, что некоторые трудности в социальной коммуникации при аутизме связаны с неспособность распознавать собственные эмоции, а также чувства других людей и реагировать на них адекватно.

     Стратегии помощи эмоциональной регуляцией у детей с аутизмом:

  1. Визуальная опора, которая представляет ребёнку в виде картинок и изображений алгоритм действий, помогающих справиться с негативным эмоциональным состоянием (тревога, волнение, страх, злость).
  2. Социальная история помогает разобраться и справиться с эмоциями, связанными с общением и взаимодействием с другими людьми.
  3. Комиксы, как вариант социальной истории, помогают прояснить непонятную социальную ситуацию. В них прорисовываются слова, мысли и чувства собеседника и самого ребёнка с аутизмом.
  4. Видеомоделирование эффективно для обучения тому, как справляться со стрессом. Ребёнку показывают небольшой видеоклип, на котором он реагирует на стресс спокойно, используя альтернативный навык, что повышает вероятность его повторения в реальной жизни.

«Таблица чувств» эффективная визуальная подсказка для выражения эмоций, подсказывает, как поступить, чтобы успокоиться. Ребёнок может воспользоваться такой таблицей даже без слов.

      Как пользоваться «таблицей чувств»?

  1. Ребёнку нужно объяснить, какое именно чувство представлено на каждом уровне. В чем разница между «все отлично» и «у меня проблема». Для этого необходимо связать каждый пункт таблицы с чувством, используя прямые объяснения, различные предметы, фотографии самого ребенка и других людей, видеоролики, описывая конкретные ситуации, проигрывая различные сценарии.
  2. Взрослый может проверить, понял ли его ребёнок. Например, он может поставить пять корзинок с надписями из таблицы, а затем попросить ребенка бросать мячики или мешочки с крупой в нужную корзинку в ответ на изображение, описание ситуации или видео.
  3. Далее нужно регулярно использовать «таблицу чувств» для профилактики нервных срывов и деэскалации поведенческих взрывов. Взрослый помогает в обозначении чувств, определении уровня выраженности, выборе стратегии поведения. Очень важно вмешиваться, как только оценка доходит до 3, когда вероятность, что ребёнок сможет успокоиться, ещё высока. При оценке эмоционального состояния в 4 или 5, успокоиться уже будет сложнее.
  4. Обучать ребёнка пользоваться «таблицей чувств» важно тогда, когда ребенок спокоен, и у него нет проблем в данный момент, когда он может рассуждать рационально. В противном случае таблица будет ассоциироваться с проблемными ситуациями, и она будет вызывать негативные чувства.
  5. В работе с чувствами ребёнка можно использовать отражающее слушание. Взрослый интерпретирует наблюдаемое стрессовое поведение для ребенка, например: «Вокруг слишком много людей, и ты чувствуешь напряжение». Эмоциональное состояние ребёнка можно обозначить с помощью «таблицы чувств»: «Я вижу, что ты поднял плечи к ушам, ты тревожишься, похоже, ты чувствуешь себя на 3». Это поможет ребенку лучше осознавать свои чувства.
  6. Также помогает в развитии у ребёнка способности к распознаванию эмоций параллельное комментирование и объяснение взрослого чувств других людей в естественных ситуациях, когда взрослый привлекает внимание ребёнка к выражению лица и языку тела, интонации. Например: «Коля споткнулся и упал, ему больно. Он плачет. Иногда люди плачут, когда им больно или страшно». Или, для ребенка более старшего возраста: «Мне кажется, Юля очень нервничает из-за того, что нужно выступать перед всем классом. Видишь, она начала теребить руки и не может стоять на месте спокойно!».
  7. Моделирование сложных ситуаций даст возможность ребёнку попрактиковаться с «таблицей чувств», а также с выбором адекватных стратегии поведения. Взрослый утрирует, подчеркивает, что он чувствует, преувеличивая свое выражение лица и проговаривая свои эмоции. Например, ребёнок тяжело переживает ситуацию неуспеха, совершения ошибки. Тогда взрослый создаёт ситуацию, в которой сам, якобы, совершает ошибку: «Ой! Я ошибся! Я забыл взять свой обед! Я так расстроен!» или «О нет, я неправильно написал слово! Постараюсь сохранять спокойствие и попробую снова». Роль модели также могут исполнять ровесники, помогая ребенку лучше понимать, когда он сам испытывает стресс.
  8. Таблицу чувств также можно использовать для подведения итогов в конце дня. На основе таблицы можно обсуждать с учеником, что сработало, а что нет, и составлять улучшенные планы на следующий учебный день.

 

      «Таблица чувств» выступает как средство коммуникации, а также способ справиться со сложным эмоциональным состоянием, предоставляющим варианты снятия напряжения и предупреж

поделиться в: