Как помочь ребёнку с аутизмом справляться с эмоциями?
Эмоции в жизни человека играют важную роль. Они помогают человеку в общении, подсказывают о том, что приносит ему удовольствие, раздражает, пугает или успокаивает. Но дети с аутистическими нарушениями (далее – АН, аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС)) испытывают серьёзные трудности в распознавании своего эмоционального состояния, что может впоследствии привести к срыву или проблемному поведению. Результаты исследования указывают на то, что некоторые трудности в социальной коммуникации при аутизме связаны с неспособность распознавать собственные эмоции, а также чувства других людей и реагировать на них адекватно.
Стратегии помощи эмоциональной регуляцией у детей с аутизмом:
- Визуальная опора, которая представляет ребёнку в виде картинок и изображений алгоритм действий, помогающих справиться с негативным эмоциональным состоянием (тревога, волнение, страх, злость).
- Социальная история помогает разобраться и справиться с эмоциями, связанными с общением и взаимодействием с другими людьми.
- Комиксы, как вариант социальной истории, помогают прояснить непонятную социальную ситуацию. В них прорисовываются слова, мысли и чувства собеседника и самого ребёнка с аутизмом.
- Видеомоделирование эффективно для обучения тому, как справляться со стрессом. Ребёнку показывают небольшой видеоклип, на котором он реагирует на стресс спокойно, используя альтернативный навык, что повышает вероятность его повторения в реальной жизни.
«Таблица чувств» эффективная визуальная подсказка для выражения эмоций, подсказывает, как поступить, чтобы успокоиться. Ребёнок может воспользоваться такой таблицей даже без слов.
Как пользоваться «таблицей чувств»?
- Ребёнку нужно объяснить, какое именно чувство представлено на каждом уровне. В чем разница между «все отлично» и «у меня проблема». Для этого необходимо связать каждый пункт таблицы с чувством, используя прямые объяснения, различные предметы, фотографии самого ребенка и других людей, видеоролики, описывая конкретные ситуации, проигрывая различные сценарии.
- Взрослый может проверить, понял ли его ребёнок. Например, он может поставить пять корзинок с надписями из таблицы, а затем попросить ребенка бросать мячики или мешочки с крупой в нужную корзинку в ответ на изображение, описание ситуации или видео.
- Далее нужно регулярно использовать «таблицу чувств» для профилактики нервных срывов и деэскалации поведенческих взрывов. Взрослый помогает в обозначении чувств, определении уровня выраженности, выборе стратегии поведения. Очень важно вмешиваться, как только оценка доходит до 3, когда вероятность, что ребёнок сможет успокоиться, ещё высока. При оценке эмоционального состояния в 4 или 5, успокоиться уже будет сложнее.
- Обучать ребёнка пользоваться «таблицей чувств» важно тогда, когда ребенок спокоен, и у него нет проблем в данный момент, когда он может рассуждать рационально. В противном случае таблица будет ассоциироваться с проблемными ситуациями, и она будет вызывать негативные чувства.
- В работе с чувствами ребёнка можно использовать отражающее слушание. Взрослый интерпретирует наблюдаемое стрессовое поведение для ребенка, например: «Вокруг слишком много людей, и ты чувствуешь напряжение». Эмоциональное состояние ребёнка можно обозначить с помощью «таблицы чувств»: «Я вижу, что ты поднял плечи к ушам, ты тревожишься, похоже, ты чувствуешь себя на 3». Это поможет ребенку лучше осознавать свои чувства.
- Также помогает в развитии у ребёнка способности к распознаванию эмоций параллельное комментирование и объяснение взрослого чувств других людей в естественных ситуациях, когда взрослый привлекает внимание ребёнка к выражению лица и языку тела, интонации. Например: «Коля споткнулся и упал, ему больно. Он плачет. Иногда люди плачут, когда им больно или страшно». Или, для ребенка более старшего возраста: «Мне кажется, Юля очень нервничает из-за того, что нужно выступать перед всем классом. Видишь, она начала теребить руки и не может стоять на месте спокойно!».
- Моделирование сложных ситуаций даст возможность ребёнку попрактиковаться с «таблицей чувств», а также с выбором адекватных стратегии поведения. Взрослый утрирует, подчеркивает, что он чувствует, преувеличивая свое выражение лица и проговаривая свои эмоции. Например, ребёнок тяжело переживает ситуацию неуспеха, совершения ошибки. Тогда взрослый создаёт ситуацию, в которой сам, якобы, совершает ошибку: «Ой! Я ошибся! Я забыл взять свой обед! Я так расстроен!» или «О нет, я неправильно написал слово! Постараюсь сохранять спокойствие и попробую снова». Роль модели также могут исполнять ровесники, помогая ребенку лучше понимать, когда он сам испытывает стресс.
- Таблицу чувств также можно использовать для подведения итогов в конце дня. На основе таблицы можно обсуждать с учеником, что сработало, а что нет, и составлять улучшенные планы на следующий учебный день.
«Таблица чувств» выступает как средство коммуникации, а также способ справиться со сложным эмоциональным состоянием, предоставляющим варианты снятия напряжения и предупреж