IV областной педагогический марафон День работника специального образования Минского района

9.10.2014

                        В рамках IV районного педагогического марафона на базе ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района» был проведен  День работника специального образования Минского района на тему«Дополнительное образование детей с ОПФР как фактор успешной социализации и интеграции в общество». Для освящения данной темы были приглашены заместитель директора по УР   ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Минского района» Вергейчик Екатерина Валентиновна, которая познакомила с проектная деятельностью по работе с детьми с ОПФР, заведующая отделением дневного пребывания  ГУ «ТЦСОН Минского района»  Полуносик Татьяна Сергеевна, которая поделилась опытом работы  «Взаимодействие учреждений, осуществляющих образование, воспитание и социализацию лиц с ОПФР, как фактор их включения в социальную среду», а руководитель кружка  ГУ «ТЦСОН Минского района» Шеверенко Тамара Владимировна показала  мастер-класс по технике канзаши «Современные художественные техники работы с материалами и использование их в рамках кружковой деятельности».

Главная проблема социализации  детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

       Ребёнок с ограниченными возможностями – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство должно пойти навстречу его социальным потребностям и создавать и совершенствовать  систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

Социализация  детей с ограниченными возможностями состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их потенциала в различных видах деятельности, которая достигается путём проведения индивидуальной работы и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.

Вторым по важности социализирующим институтом является культура. Детей с ограниченными возможностями приобщить к культуре как социальному институту можно разными путями. Наиболее рациональным является путь приобретения культурного опыта и приобщения к творческой деятельности через совместное со здоровыми сверстниками участие в кружках, творческих объединениях – то есть через дополнительное образование.

В Минском районе созданы условия для творческого роста детей с ОПФР в специализированных учреждениях дополнительного образования, а так же в кружках учреждений общего среднего, дошкольного и специального образования.

Участие в конкурсах детского творчества способствует повышению самооценки ребенка, развитию положительных личностных качеств.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями и характера взаимодействия  его  с другими людьми.