Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью. Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте.
Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем детям. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия.
При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие трудности, как:
- трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр;
- плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп;
- угадывание букв;
- возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
- пропуск, добавление, перестановка букв;
- затруднение понимания прочитанного;
- возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).
Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.
Система упражнений и дидактических игр, которая направлена на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР.
Она включает в себя:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину),
- обучение ориентировке в схеме собственного тела,
- обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе),
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а также изменчивости пространственных отношений,
- обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу и только потом даем лист бумаги,
Предлагаем следующие игры направленные на развитие зрительно – пространственных представлений.
- «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или
игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и
сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
- Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д.
Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз
и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и
левой сторонах пространства.
- На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и
назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около
дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.
- «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно
найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только
развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
- Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного
конструктора или кубиков.
- «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских
журналах.
- «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не
нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать.
Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
- «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите
запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
Работа по развитию зрительно – пространственных представлений дает следующие результаты:
- у детей формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
- игры и игровые упражнения позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать зрительно-пространственное восприятие, но и в доступной интересной форме развивать познавательный процесс дошкольника;
- у детей наблюдается повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что способствует активизации внимания и зрительной памяти;
- целенаправленное, всестороннее восприятие предмета, сравнение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребёнка;
- силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом;
Таким образом, реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи позволяют успешно подготовить детей к обучению в школе, улучшают социальную адаптацию детей к школьным условиям.