Говорим четко
Чтобы правильно произносить звуки, необходима слаженная работа языка и губ, губ и нижней челюсти, нижней челюсти и языка. Как проводить тренировку этих пар?
Артикуляция — взаимодействие артикуляционных органов в процессе произношения звуков. Несогласованность в работе той или иной пары приводит к искажению звуков. Чтобы этого не допустить, будем регулярно тренироваться дома. Для занятий нам понадобится зеркало. Очень важно создать у малыша игровой настрой. Речевые тренировки проводят 1-3 раза в день. Первое занятие посвятим только одному упражнению. Затем каждые три дня будем брать по новому упражнению, не забывая повторять все то, что уже освоено в предыдущие дни. Длительность занятия от 5 до 20 минут. Все зависит от возраста и степени подготовки ребенка.
Позируем. Начнем со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается на счет от 3 до 30. Время увеличивается постепенно, от занятия к занятию.
«Заборчик». Губы ребенка растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты.
«Хоботок». Малыш должен плотно сжать зубы, а губы вытянуть, как хоботок у слоненка.
«Блинчик». Рот полуоткрыт; положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу.
«Капкан». Ребенку нужно прикусить коренными зубами боковые края широкого языка, а кончик языка опустить за нижние резцы.
«Сердитый котенок». Кончиком языка малыш упирается в нижние резцы, при этом широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты.
«Жало». Детский ротик приоткрыт, острый язык высунут как можно дальше.
«Чашечка». Широко открыть рот, а язык в форме чашечки поднять к верхней губе.
«Трубочка». Язычок ребенка свернут и напоминает полую трубу, губы округлены.
«Грибок». Малыш делает язык широким и крепко присасывает его к нёбу всей поверхностью (именно присасывает, а не поднимает!).
Динамично и ясно. А теперь, объединив два статических упражнения в «связку», мы получим динамичную композицию.
«Заборчик-Хоботок». Зубы малыша плотно сжаты. На счет раз-два губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Проследите, чтобы детские зубы все это время не размыкались, а мимика была естественной.
«Блинчик-Трубочка». Одна из самых сложных «связок». Если малышу пока не удается ее выполнить, начните разучивать более легкие «каскады»: «Блинчик-Жало», «Блинчик-Чашечка», «Блинчик-Грибок». Все «каскады» следует выполнять на счет раз-два. Сначала держите медленный темп, что позволит четко фиксировать каждую позу.
Выше темп. Существуют также упражнения, которые заставляют энергично поработать детский язычок. Он трудится в паре с нижней челюстью или губами.
«Качели». Малыш высовывает изо рта узкий язык, который тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть опущена, ее положение неизменно, рот широко открыт.
«Маляр». Ребенку нужно широко открыть рот. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, «красит» нёбо вдоль и поперек. Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Индюк». Кроха действует широким языком. Язык «выбрасывается» изо рта и бьет по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассерженного индюка: «бл-бл-бл-бл...». Нижняя челюсть опущена и зафиксирована (она не должна двигаться в такт с работой языка!).