Вербализм
Вот какой говорун
Родителей радует, когда дети говорят, как умудренные опытом взрослые.
Но поводов радоваться нет, если у малыша вербализм.
Речь, и только
Такая проблема вполне жизненна. И имя ей — «вербализм» (в переводе с латинского — «словесность»).
В этом случае речевое развитие преобладает над всем остальным. Такие дети хорошо запоминают разные «умные вещи», которые говорят взрослые, и не упускают возможности блеснуть этим. Взрослые бывают поражены бойкими ответами и огромной «эрудицией» ребенка. А он нацелен именно на демонстрирование своих способностей взрослым ради того, чтобы увидеть их восхищение.
Ребенок может бойко перечислить все месяцы, но теряется, когда нужно сказать, в какое время года созревают яблоки. Может произнести какой-то сложный термин, но вряд ли объяснит, что он означает. Как же формируется такой перекос? Родители, видя активное развитие речи буквально с самого раннего возраста, начинают вербальную сферу развивать. Но делают это однобоко, очень мало времени уделяют сюжетной игре, конструированию, рисованию, лепке. Речь продолжает усиленно развиваться, а мышление и эмоциональное развитие остаются позади.
Когда у родителей есть повод начать беспокоиться?
♦ Складывается ощущение, что ребенок слишком много болтает.
♦ Малыша не привлекают полезные детские занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование).
♦ Кроха гораздо больше любит работать языком, чем делать что-то реальное и осязаемое руками.
♦ Малыш с трудом может понять взаимосвязь двух событий.
♦ Ребенок 5-6 лет не может разложить 4-5 картинок в нужной последовательности, не может составить по ним связное повествование, но увлеченно рассказывает по каждой картинке в отдельности.
♦ Часто произносит «умные» слова или фразы, но не может объяснить их значение.
♦ Общение с другими детьми не складывается, потому что остальным детишкам интереснее играть, а не только болтать, и они не хотят быть в компании с маленьким говоруном.
Что же делать?
- Прежде всего — не унывать. Психика ребенка очень адаптивна. Он начнет делать успехи, если вы уделите внимание не только речи, но и другим вещам.
- Дома играйте вместе.
- Обязательно купите книги и логические игры, подходящие по возрасту для вашего малыша.
- И самое важное: хвалите ребенка не за то, что он что-то красиво сказал. Поощряйте его продуктивную деятельность: выстроенную башню, собранный паззл, вылепленных зверюшек, нарисованный цветок: «Ты потом расскажешь, как хорошо цветочку расти под солнышком. Сначала нужно его нарисовать».
- Развить творческое и логическое мышление, мелкую и крупную моторику, навыки общения.
Источник: журнал «Мой ребенок» №3, 2014 г.