Алгоритм подготовки ребенка к ПМПК

АЛГОРИТМ

подготовки ребенка к обследованию

психолого-медико-педагогической комиссией

  1. Предварительное обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
  2. Беседа с родителями. Тема: "Необходимость прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии".
  3. Сбор документов на ПМПК.
  4. Запись на комиссию в ЦКРОиР (по запросу), если по каким-либо причинам не прошли в соответствии с графиком.
  5. Обследование ребенка на ПМПК (по запросу) проводится по адресу: п. Ратомка, ул. Заславская, 8а в присутствии законных представителей.

Прием осуществляется по графику, предложенному ЦКРОиР, с целью комплектования пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), специальной группы или группы интегрированного обучения и воспитания. В график могут быть внесены изменения и дополнения по предварительной договоренности.

 

Приему на ПМПК подлежат:

  1. Дошкольники, которые должны пройти контрольное обследование.
  2. Дети с особенностями психофизического развития, направляемые учителем-дефектологом (первичное обследование).
  3. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, направляемые педагогом-психологом.
  4. Дети с трудностями в обучении, направляемые воспитателем.
  5. По запросу родителей.
  6. По запросу администрации.

 

                           Документы, предоставляемые на ПМПК:

1. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (форма 1).

2. Медицинская карта из поликлиники или ФАПа (либо подробная выписка из истории развития ребенка).

3. Рисунок ребенка карандашом.

4. Осмотр узкими специалистами в течении года (ЛОР, окулист).

5. Консультативное заключение детского психиатра Минского областного психоневрологического диспансера (г.Минск, ул. П.Бровки 7, станция метро Академия наук, запись на прием – (017) 331-85-78).

 

Если обследование проходит на базе ЦКРОиР родителю и ребенку обязательно при себе иметь сменную обувь или бахилы. Ребенок с явными признаками заболевания (грипп, ОРВИ, ветрянка и т.п.) не допускается к обследованию специалистами ПМПК.

 

Форма 1.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

Общие сведения о ребенке

Учреждение образования

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения.

Домашний адрес.

Образовательный маршрут (учреждения дошкольного образования, которые посещал ребенок, сроки пребывания в них, в какой группе обучается и воспитывается в настоящее время, получение коррекционно-педагогической в условиях ПКПП, психологической помощи, специальной помощи в условиях группы интегрированного обучения и воспитания, специальной группы).

Условия воспитания в семье

Состав семьи.

Выявленные негативные особенности внутрисемейных отношений и другие факторы влияния семьи, осложняющие развитие ребенка (например, СОП).

Характеристика основных видов деятельности и усвоения программного материала

Общая осведомленность (владение представлениями и знаниями об окружающем мире).

Игровая деятельность. Характер игровой деятельности как показатель уровня психического развития: игровая активность; играет один или в группе; инициативность в организации игры; игровые интересы и их характер; характер замысла (сюжета) игры; осмысление моделируемой действительности; характер игровых действий, их адекватность или неадекватность; характер функций замещения (особенности использования предметов-заместителей и принятия на себя роли); отношение к игрушке, адекватность ее использования.

Личностные проявления в процессе игровой деятельности: стиль взаимоотношений в игре; конфликтность (причины возникновения конфликтных ситуаций); характер реакций на успешность (неуспешность) в игровой деятельности; устойчивость игровых объединений.

Изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд: интерес к занятиям; владение изучаемыми приемами работы (рисования, лепки, аппликации); способность к овладению новыми приемами работы по подражанию (показу) и речевой инструкции; успешность принятия помощи в случае затруднений; владение выполнением предусмотренных программой заданий (например, конструированием по образцу, по рисунку, по условиям, по замыслу.

Музыкальная, художественно-речевая, театрально-художественная деятельность (интерес, достижения).

Физическая культура: состояние навыков ходьбы, бега, прыгания, бросания и ловли мяча, лазания, выполнения спортивных упражнений.

Самообслуживание: стремление ребенка к самостоятельности; соответствие умений возрастным нормативным показателям (указать умения, овладение которыми наиболее отстает от возрастной нормы).

Математическая подготовка: дочисловые количественные представления (сравнение множеств по количеству, преобразование множеств, сопоставление численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами); количественные представления и счет (в рамках программного материала для детей старше 4-х лет); знания о величине, объемных формах и геометрических фигурах; ориентировка в пространстве и во времени.

Подготовка к обучению грамоте (для детей старше 5-ти лет):выделение слов из предложения и определение их последовательности; деление слова на слоги, определение их количества и последовательности; выделение в слове звуков и определение их последовательности, различение гласных и согласных звуков; знание букв, чтение.

Предпосылки учебной деятельности. Умения выполнять новые действия по показу, по словесной инструкции, по образцу. Умения ориентировки в задании, планирования, самоконтроля.

Ребенок в коллективе сверстников: потребность ребенка в социальных контактах со сверстниками; развитие коммуникативных и организационных умений; социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Индивидуальные особенности ребенка: Темперамент ребенка. Факты поведения, позволяющие отнести его к одному из темпераментов. Способности ребенка. Общая одаренность. К какому виду деятельности замечены склонности? Проявление творческих способностей (в каком виде, степень выраженности). Полоролевое развитие ребенка. Как протекает процесс половой идентификации? Какие черты характера проявляются наиболее выражено?

Эмоциональная сфера. Развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения по отношению к конкретным людям (сверстникам, педагогам и др.). Отношение к себе. Какие достижения, неудачи? Преобладающее настроение (довольный – недовольный, серьезный, спокойный – веселый, грустный вспыльчивый). Испытывает ли чувство неуверенности в себе. Умеет ли управлять своим поведением, чувствами? Настойчив ли, упрям, капризен? Отношение к трудностям.

Особенности познавательной деятельности ребенка

Сенсорное развитие (владение сенсорными эталонами, перцептивными действиями и др.). Художественное восприятие дошкольника (картины, сказки, музыка и др.). Развитие наблюдательности. Индивидуальные особенности в развитии сенсорики. Есть ли отклонения?

Развитие внимания. Умение сосредоточиться, устойчивость внимания, объем, переключение и распределение внимания. Степень развития произвольного внимания. Какие предметы, виды деятельности привлекают наибольшее внимание? Проявляется ли рассеянность? Предполагаемые причины ее.

Особенности памяти: быстрота, точность и прочность, объем. Какой материал запоминается лучше всего? Развитие образной памяти. Уровень развития произвольного запоминания. Нарушения, отклонения в мнемической деятельности. Предполагаемые причины их.

Особенности мышления. Познавательная активность ребенка, его вопросы взрослым. Развитие мыслительных операций. Характеристика понятий, суждений и умозаключений. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отклонения в умственном развитии, предполагаемые причины их.

Особенности речи. Предречевой и речевой анамнез. Артикуляционный аппарат (строение, моторика). Голосообразование и дыхание. Фонематический слух. Фонематический анализ и синтез. Звукопроизношение. Импрессивная речь. Словарь (количественная и качественная характеристика). Слоговая структура слова. Грамматический строй речи. Связная речь.

Развитие воображения. Воссоздающее и творческое воображение. Особенности образов творческого воображения. В каких видах деятельности воображение проявляется наиболее заметно? Какие личностные качества, отклонения в психическом развитии проявляются в образах творческого воображения?

Педагогическое заключение: квалификация выявленных трудностей в усвоении программного материала (имеют тотальный характер или проявляются в рамках отдельных видов деятельности, при усвоении материала отдельных разделов программы; выраженность выявленных трудностей в сопоставлении с возрастными нормативными показателями развития игровой деятельности; продуктивных видов деятельности и т.д.; стойкость).

 

 

Дата составления______________

 

Заведующий                     (подпись, печать)        Ф.И.О.

Воспитатель                     (подпись)                   Ф,И.О.

Учитель-дефектолог         (подпись)                   Ф,И.О.

Педагог-психолог             (подпись)                   Ф,И.О.