Профилактика суицидов у несовершеннолетних
Как вести себя с суицидальным подростком:
• сохранять понимающую и вежливую позицию;
• дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
• принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
• принять то, что суицид – это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе
внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
• говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
• учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление
предмета и осознание его значения для себя;
• избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
• проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
• избегать невыполнимых обязательств;
• иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);
• избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.
Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бди-
тельность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвра-
щаться в течение нескольких дней или часов.
В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных си-
туациях или неразрешенной текущей. Примеры вопросов приведены ниже.
Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы
можете сделать для себя, не заниматься этим один на один.
Следует обратиться за помощью к специалистам службы психического здоровья - психологу, психотерпевату психиатру, которые работают в каждой районной больнице Минской области
или позвонить и посоветоваться (анонимно) с психологом круглосуточной горячей линии
"ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" 8-017-202-04-01.
Примеры вопросов, используемых в беседе с суицидальным подростком
1. Нужно выяснить, не изменились ли у него привычки сна, еды, не стал ли он спать
меньше обычного или, наоборот, больше обычного, рано просыпаться.
2. Какие изменения произошли в последнее время в его жизни? Спросите, пережил
ли он недавно какую-то тяжелую потерю: развод родителей, потерю близкого друга,
подруги, родителя? Совершал ли в семье кто-то покушение на свою жизнь?
3. Что этот кризис для него означает?
4. Как он раньше разрешал существующие проблемы и почему не получается сейчас?
5. Что бы ему сейчас помогло лучше себя чувствовать?
6. С чего бы он начал, если бы хотел что-то изменить?
7. Кто может его в этом поддержать?
8. Есть ли люди, которым он доверяет, и кто это?
9. С чем, по его мнению, связан этот кризис?
10. Нужно спрашивать, не думал ли он о самоубийстве. Сам факт вынесения этого
вопроса на обсуждение не заставляет подростка думать о суициде. И, конечно, не застав-
ляет его сделать это. И если на самом деле у подростка были суицидальные мысли, то,
если он расскажет вам об этом, для него, возможно, в этом будет облегчение.
11. И если он говорит, что он думал об этом, то спросите: «А у тебя и план есть?»
12. Если он говорит «да», спросите, есть ли способы приведения его в исполнение?
13. Затем спросите: «А что тебя останавливает?» Он может сказать: «Религия, мои
родители будут в отчаянии» или: «Я очень боюсь этого шага»
14. Нужно спросить напрямую, пытался ли он совершить суицид? И может так слу-
читься, что вы первый человек, которому он это рассказал.
15. Спросите, не было ли у него друзей, одноклассников, которые бы совершали попытку самоубийства или самоповреждения?